Полевые признаки. Средней величины птица (вес самцов - 1,0-1,4 кг, самок - 0,7-1,0 кг). Самец блестяще-черный с белым подхвостьем и "зеркалом" на крыле. Хвост лирообразно загнут. Брови красные. Самка рыжевато-серая. Взлетают с шумом. Полет быстрый, с частыми взмахами крыльев, иногда планирующий. Голос токующего самца - звонкое, очень далеко слышное бормотание и своеобразный более глухой крик "чуффши" - чуфыканье. У тетерки - громкое коканье: "ко-ко-ко". Токование бывает и осенью (Сыроечковский, Рогачева, 1980).
Распространение. Населяет всю лесную зону Средней Сибири (за исключением темнохвойной тайги Саян). Наиболее характерен для лесостепной и лесолуговой части. Там, где леса нарушены рубками, гарями или сельскохозяйственными угодьями, и по обширным безлесным болотам проникает глубоко в тайгу (Рогачева, 1988). Некогда был многочислен в Ачинской, Канской, Красноярской лесостепи и в лесостепных участках Минусинской котловины. Теперь тетерев здесь редок и лишь кое-где - в более глухих местах - остается обычной птицей. В южной тайге (Ангара, Кемчуг) его больше там, где много открытых пространств, гарей и вырубок. Здесь еще есть места, где встречаются тока по 20-30 петухов. В сплошной средней и северной тайге редок и обычно держится по долинам крупных рек (особенно по Енисею) и по болотам. В лесотундре тетерева нет. Как очень редкая птица отмечен нами близ Хантайского озера и по р. Хантайке у южной границы лесотундры на Енисее (Рогачева, 1988). В редколесьях у Норильских озер уже не встречается (Кречмар, 1966). Вероятно, тетерев должен обитать в Северной Эвенкии, по крайней мере до полярного круга (Рогачева, 1988). Размножение. Разгар тока в средней тайге - в середине мая. В конце июня под Красноярском выводки. В тайге зимой собирается стаями и кочует в березняки и поймы рек. Пар не образует. Гнездо - ямка на земле под защитой кустов и валежника. В кладке 5- 9 охристых с красно-коричневым крапом яиц (Сыроечковский, Рогачева, 1980). Питание. В осенне-летних кормах преобладают ягоды, различные части травянистых растений. Важнейший зимний корм - березовые почки и сережки (Сыроечковский, Рогачева, 1980).
Численность. В Канской лесостепи плотность тетерева остается одной из самых высоких в крае (28-60 особей на 10 км2), запасы вида за последние пятьдесят лет явно смещаются в таежную зону. По данным наземных учетов в Енисейском районе (2490 км) плотность вида в 1999-2000 гг. составляла 3,8-6,4 особи на 10 км2. Сравнительно близкие показатели получены при авиаучетах, но они в целом ниже (1,8 особи на 10 км2) поскольку усреднены на различные типы биотопов. Более репрезентативны авиаучеты 1999 г. (4555 км), проводимые в начале апреля, что позволяло отмечать практически всех птиц, встречающихся на маршруте. При учетах, проводимых в январе-феврале, как показывает практика, необходимо вводить поправочные коэффициенты, поскольку часть птиц находящаяся в лунках, не взлетает от шума двигателя вертолета. Заметное снижение численности тетерева в лесостепной зоне Приенисейской Сибири происходит со второй половины 50-х годов ХХ в. Это связано как с расширением посевных площадей (укрупнение полей, корчевка колков, перелесков), химизацией сельского хозяйства, так и прямым отстрелом птиц, который носил массовый характер. Последнее было обусловлено появлением вездеходной техники и широким распространением малокалибирного нарезного оружия (период 1956-1968 гг.). Считалось обычным, когда за 4-5 часовой выезд добывали до 30-40 птиц. Высокая численность тетерева подтверждалась и практически повсеместным распространением крупных токов (до 50 и более птиц) в лесостепной и подтаежной зонах края. Еще в конце 70-х годов ХХ в. в Ачинской лесостепи (Назаровский р-н) плотность на отдельных участках типичных местообитаний вида в сентябре достигала 40-50 особей на 10 км2. По устному сообщению охотоведа Новоселовского района В.М. Зыкова, стаи тетеревов до ста и более особей были не редкость. По материалам карточек ЗМУ, анализа анкет, присланных охотниками, плотность 1999 г., 2000 г. (фераль) по районам края составила: Казачинский – 3,5, Большемуртинский – 4,6, Сухобузимский – 4,8, Емельяновский – 1,2, Назаровский – 12,1, Балахтинский – 1,5 и Новоселовский – 3,2 особи на 10 км2. Следует заметить, что приводимые данные зачастую получены на сравнительно небольших по протяженности маршрутах – 200-500 км на район – и дают лишь общее представление о состоянии тетерева. Так, при проведении автомобильного учета в ноябре 2000 г. в Емельяновском, Сухобузимском районах на участке Емельяново-Раскаты-Глядень-Устюг-Миндерла тетерев не отмечен. При проведении учетных работ в августе-ноябре на территории Большемуртинского района встречено 180 птиц, что составило менее 1 особи на 10 км маршрута. Можно без преувеличения сказать, что важный охотничий вид сегодня утрачивает в Южных и Центральных районах края свое былое значение. Совершенно очевидно, что необходимым условием сохранения ресурсного потенциала вида является регламентация охоты, основанная на сборе достоверной информации о его состоянии в природе (Савченко, 2000).
|