Синдромом коровьего бешенства - коровья губчатая энцефалопатия (КГЭ) - смертельное заболевание крупного рогатого скота. Болезнь названа так вследствие характерных симптомов, проявляющихся у коров, зараженных коровьей губчатой энцефалопатией - нарушения координации и равновесия, чрезмерная раздражительность, а порой и агрессивность, вызванные необратимыми поражениями спинного и головного мозга.
Коровья губчатая энцефалопатия относится к группе заболеваний, вызываемых прионами - белковыми инфекционными частицами. Прионы представляют собой белки, обладающие уникальной способностью к самовоспроизведению, устойчивы к воздействию высоких температур, пищеварительных соков и, следовательно, могут передаваться животным, поедающим мясо зараженных животных. Реакция организма коровы на поступившие с пищей прионы сопоставима с реакцией на вторжение вирусов и бактерий: патогенные прионы транспортируются в богатые нормальными РгР ткани иммунной системы, в частности в селезенку. Под воздействием патогенных прионов нормальные прионы становятся болезнетворными и, впоследствии мигрировав в ткани нервной системы, способствуют патогенной трансформации РгР в нервных клетках центральной нервной системы.
Механизм патогенного действия прионов на головной мозг изучен недостаточно, но их накопление в клетках головного мозга приводит к гибели этих клеток. Образующиеся при этом полости в ткани мозга придают ему характерную губчатую структуру, поэтому коровью энцефалопатию называют губчатой.
История коровьего бешенства
Великобритания официально признала существование синдрома коровьего бешенства в 1986 г.; с тех пор в этой стране зафиксировано более 180 тыс. случаев заболевания, которое вследствие импорта крупного рогатого скота распространилось и в другие страны. Происхождение заболевания до сих пор неизвестно.
Популярна теория, согласно которой распространению болезни способствует кормление крупного рогатого скота мясокостной мукой овец, зараженных скрепи. Мутации прионов, вызывающих скрепи в организме коров, положили начало новому заболеванию. Согласно другой гипотезе, болезнь развилась спонтанно у одной-единственной коровы; включение ее в пищевую цепь привело к распространению заболевания.
Экспериментально доказано, что развитие коровьей губчатой энцефалопатии может быть спровоцировано употреблением в пищу 0,5г зараженной прионами ткани. Не исключена также внутриутробная передача синдрома от матери плоду. В 1990г. симптомы, типичные для коровьего бешенства, были обнаружены у домашнего кота. Этот случай впервые подтвердил возможность межвидовой передачи заболевания у животных.
Заражение человека коровьим бешенством
Возможность заражения человека КГЭ была экспериментально подтверждена в 1996г. Современная медицина бессильна в лечение коровьего бешенства. Разрабатываются методы симптоматического лечения этого заболевания. Особое внимание уделяется предупреждению употребления человеком и животными в пищу тканей пораженных животных. В Великобритании использование мясокостной муки млекопитающих в качестве корма для скота запрещено; не допускается и употребление в пищу человеком животных тканей высокого риска (головного мозга и тканей органов иммунной системы). При подозрении на заражение животных их немедленно забивают, сжигая останки дотла. Подобные профилактические меры вводятся и в других странах мира.