Отряд Пингвинообразные (Sphenisciformes) объединяет 16 видов птиц, неспособных летать, но удивительно хорошо приспособленных к активному плаванию и нырянию в воде.
Их передние конечности преобразованы в ласты, направленные вперед три пальца на коротких ногах соединены плавательными перепонками, а сами ноги выполняют функцию рулей. Перьевой покров пингвинов очень густой и плотный, - он отлично препятствует проникновению воды. Сохранению тепла помогают и отложения жира в соединительно-тканном слое кожи.
Самыми крупными представителями этого отряда являются императорские пингвины(Aptenodytes forsteri), гнездящиеся на береговых льдах Антарктиды. Это очень крупные птицы, рост которых достигает 120 см, а масса - около 40 кг. В отличие от своих гигантских собратьев, самые маленькие пингвины, имеют рост около 40 см и весят всего чуть больше 1 кг. Латинское название этих птиц - Eudyptula minor, у нас они известны, как малые пингвины, а англичане называют их пингвинами-эльфами (Fairy penguins). Обитают они у южного побережья Австралии, по берегам Тасмании, Новой Зеландии и на прилежащих островах. Эти малыши самые светло-окрашенные из всех пингвинов, верхняя часть их тела голубовато-серая, а брюшко чисто белое.
Долгое время жизнь этих птиц оставалась загадкой для ученых. Но сейчас в Австралии, на острове Виктория, рядом с материком - всего в двух часах езды от Мельбурна, целая колония этих симпатичных птиц находится под пристальным вниманием не только ученых, но и многих сотен и даже тысяч туристов. Люди приезжают с разных концов страны полюбоваться на парад пингвинов, который проходит каждую ночь между 10 часами вечера и 2 часами ночи. В это время пингвины-эльфы приплывают к берегу после дневной охоты и выходят на пляж, чтобы затем спрятаться в свои норки, расположенные в песчаных дюнах или между крупными валунами. Птицы уже привыкли к яркому свету прожекторов и к громким крикам публики, которая их, видимо, вовсе не смущает.
Еще более удивительной оказалась колония птиц этого вида, расположенная всего в 5 км от самого центра Мельбурна. Впервые она была обнаружена в 1974 г. исследователем Гавином Джонстоном, прогуливавшимся по волнорезу, построенному в 1956 г. к Олимпийским играм в Мельбурне. Результаты своих наблюдений он описал в местном орнитологическом журнале. К счастью для пингвинов, никто особенно не заинтересовался этой новостью и о птицах забыли вплоть до 1986 г., когда встал вопрос о расширении морской гавани около Мельбурна. Это расширение могло коснуться маленькой птичьей колонии, и ученые встали на ее защиту. Майк Куллен, специалист по пингвинам, обратился в муниципалитет с просьбой оценить надвигающиеся изменения объективно. Кроме того, целая группа ученых отправилась на волнорез для того, чтобы изучить состояние дел в колонии. Оказалось, что там живет 38 птиц, причем 14 из них образуют пары, а одна пара даже высиживала яйца.
После первого визита ученые совместно с добровольцами, любителями природы, стали посещать колонию каждые 2 недели, для того чтобы собрать данные о массе птиц, а также о характере их размножения. И вот уже девять лет ученые наблюдают за этими малышами пингвиньего царства. Малые пингвины, как и все другие представители этого отряда, в течение всего светлого времени суток охотятся в море и только к ночи выбираются на берег и прячутся в своих норках. Их крики можно слышать на довольно большом расстоянии. В течение нескольких месяцев работы ученым удалось окольцевать практически всех пингвинов в колонии. На самом деле их оказалось около сотни. Дело в том, что далеко не каждую ночь все птицы выходят на берег, в определенные периоды своей жизни они могут проводить в море целый месяц и более.
Наибольшее число малых пингвинов оказывается на берегу только в конце года, в период пика размножения. Но отдельные птицы начинают откладывать яйца начиная уже с июня-июля. Практически всегда пингвины этого вида откладывают два яйца. И также практически всегда только один пингвиненок выживает, тогда как второй гибнет еще до того, как оперится.
Кормят малыша оба родителя, и приносят они ему корм только ночью, делая в море несколько ходок. В возрасте 6 недель птенцы становятся вполне самостоятельными для того, чтобы покинуть родную пещерку и самим отправиться в открытое море за кормом. Молодые пингвины становятся половозрелыми в возрасте 2-3 лет и живут после созревания еще в среднем около 4 лет.
Однако ученым удавалось обнаружить в природе и 20-летних пингвинов. Колонии, за которой так активно наблюдают орнитологи, очень повезло с кормовой базой. Излюбленным кормом пингвинов-эльфов являются новозеландские сардины и австралийские анчоусы, а рыб этих в северной части порта Philip Bay так много, что там даже осуществляется их промышленный лов. И маленьким пингвинам от места своего гнездовья надо проплыть всего около 20 км, чтобы оказаться около места кормежки, что, естественно, очень удобно.
С другой стороны, размещение колонии рядом с мощным портом и крупным городом может быть чревато для птиц и крупными неприятностями. Во-первых, всегда существует риск разлива нефти и масла, и, следовательно, непоправимого загрязнения воды в порту. Во-вторых, вдоль берега здесь валяется огромное количество пластиковых пакетов, рыболовной лески и масса другого мусора.
За 9 лет наблюдений ученые неоднократно отмечали гибель пингвинов, попавших головой в пакет и не сумевших выбраться. Рыболовная же леска может обмотаться вокруг ноги птицы так сильно, что прекращается циркуляция крови и пингвин просто теряет свою лапку. Подобные искалеченные однолапые птицы иногда выживают и даже умудряются выращивать птенцов, однако, из-за своей травмы вынуждены передвигаться по суше очень неуклюже, помогая себе крыльями-ластами и рискуя повредить и их.
Третья опасность заключается в близком соседстве колонии с домашними животными. Даже небольшие собаки способны нанести вред птицам, напугать их или даже загрызть. Ученые установили вокруг колонии проволочные заграждения, но, к сожалению, от некоторый людей и их домашних любимцев и это не спасает.
Последняя же, и весьма существенная опасность состоит в том, что волнорез, на котором размещается колония, давно нуждается в ремонте, а любые работы, естественно, могут побеспокоить птиц и вынудить их покинуть насиженные места. Тем более, что пингвины-эльфы - птицы весьма консервативные. Пары они создают однажды и на всю жизнь, и птенцов выводят только в единожды выбранном месте. Если же их лишить этого места, они могут вообще перестать размножаться. Пока что маленькая колония живет вполне благополучно и даже понемногу растет, но все отмеченные отрицательные факторы могут в любое время стереть ее с лица земли. И это будет очень печально.
Н. Зотова. Объединение педадогических изданий "Первое сентября" (http://www.1september.ru)