Ареал: Обитает в Африке двумя большими изолированными популяциями. Первая встречается вдоль восточной береговой линии Африки (от Аденского залива до Танзании, в том числе в Кении, Сомали, и Эфиопии), а другая - включает Намибию, Ботсвану, доходя на юге до юго-западной Анголы, на востоке до Зимбабве и Мозамбика. Популяции разделены географически (примерно на 900 км) Олдувайским хребтом в большой Рифовой долиной.
Описание: Морда у чепрачных шакалов заостренная, лисьевидная, уши большие, заостренные, хвост пушистый. Тело покрыто густой и теплой шерстью, которая защищает шакала от холодной погоды и которую он теряет весной во время линьки. Пахучие железы располагаются на морде, в анальной и паховой областях. У самки 6-8 сосков.
Окрас: Для чепрачного шакала характерен половой диморфизм. Зимняя шерсть взрослых самцов имеет от красноватого до почти темного красновато-коричневого цвета. Самки окрашены более бледно. От обыкновенного шакала чепрачный отличается черными и серебристо-серыми отметинами на спине, так называемому "чепраку" (за что шакал и получил свое имя - чепрачный). Грудь белая, бока, голова и ноги - песчано-коричневые или даже красновато-золотистые. Конец хвоста у шакала черный.
Размер: Длина - 60-75 иногда до 100 см. Высота в плечах до 45 см, в среднем 38 см. Чепрачные шакалы, обитающие на юге, крупнее по размерам своих восточных родичей. Самцы превосходят размерами самок.
Вес: 7,0-13,5 кг.
Продолжительность жизни: В природе доживает до 8-10 лет.
Голос:
Среда обитания: По образу жизни чепрачные шакалы очень похожи на обыкновенного шакала. Чепрачный шакал встречается в самых различных местообитаниях - в открытых саваннах и кустарниковых равнинах и лишь случайно их можно встретить в глубине леса. Они предпочитают сухие области, где ежегодно выпадает от 100 до 200 мм осадков. Привлекают шакалов околицы населенных пунктов и сельскохозяйственные угодья, являющиеся дополнительными источниками продовольствия. На северо-востоке Африки они встречаются в природе вместе с азиатским шакалом.
Враги: Их самые главные враги - леопарды, гепарды, львы и питоны и конечно человек.
Пища: Чепрачный шакал неприхотлив в пище и питается буквально всем съедобным, что встретит, обнаружит или добудет: поэтому добыча пищи не отнимает у него много времени. Не установлено, чтобы чепрачные шакалы питали особое пристрастие к той или иной пище - в этом смысле они очень схожи с американскими койотами. При анализе содержимого 96 желудков шакалов, насекомые встречались чаще всего (52% желудков); остатки животной пищи в 37%; растительные корма - в 11% желудков.
Охотятся шакалы на детенышей тюленей, газелей, молодых антилоп и зайцев, не пренебрегая грызунами, ящерицами и змеями.
Шакалы слывут убийцами домашней птицы и другого домашнего скота. Особенно большой урон овцеводству наносят шакалы в течение периода ягнения, охотясь на молодых овец. Шакалы убивают большей частью ягнят вплоть до трех- или четырехмесячного возраста, поэтому они активно преследуются фермерами.
При возможности шакалы регулярно питаются растительной пищей: преимущественно фруктами и ягодами. Чепрачные шакалы охотно поедают падаль.
В неволе чепрачных шакалов кормят сырым мясом, яйцами, овощами или обогащают диету белками, содержащимися в сухом собачьем корме.
Поведение: Чепрачные шакалы активны в сумерки и ночью (охотятся они в основном на открытой местности), а днем скрываются в зарослях кустарников. Однако в местах, где их мало беспокоит человек - могут быть активными и днем, а в окрестностях населенных пунктов - активны только ночью.
Шакалы имеют очень хорошо развитые органы чувств, особенно обоняние и слух. Внутренняя поверхность носовой полости шакала является в 50 раз чувствительней на запахи, чем нос человека.
Обычный способ передвижения - рысь. Шакалы являются хорошими бегунами и могут идти рысью со скоростью 12-15 км/час в течение длинных переходов при поисках продовольствия. Охотясь в высокой траве, хороший слух шакалов позволяет им четко определить местоположение добычи перед атакой.
Шакалы очень любопытны: если их напугает что-то неизвестное, шакал сначала отступит на безопасное расстояние, а затем возвращается обратно, описывая широкую дугу для того, чтобы интерпретировать запах его беспокойства.
Эти хищники относятся к удачливым охотникам, так как в 75% случаев охоты на газелей Томсона оказываются успешными. Остатки своей недоеденной добычи они зарывают в землю и съедают ее обычно на следующий день.
При охоте на овец, шакал хватает жертву за горло, и держит до тех пор, пока не задушит овцу. Сначала шакал вспарывает брюхо убитой овцы (между бедром и нижними ребрами). Первыми съедаются почки, печень, сердце и концы ребер. За один раз шакал может съесть до 500 гр. мяса, крупные кости он не ест.
Чепрачные шакалы - постоянные спутники крупных кошек, они сопровождают львов, леопардов и даже гиен в надежде поживиться остатками их добычи.
Этот вид шакалов считается одними из самых осторожных и хитрых животных в Африке, обладающий чрезвычайно высоким интеллектуальным потенциалом. Шакалы легко приручаются, если они добыты молодыми щенками и выращены в неволе людьми.
Социальная структура: Чепрачные шакалы - социальные животные, живут небольшими семейными группами. В семейную стаю обычно входит размножающаяся пара и несколько старших детей, которых родители оставляют для пестования щенков следующих поколений.
Они территориальны и агрессивны при защите своего участка от шакалов из чужих стай, а также от других хищников. Как правило, их охотничья территория занимает от 2 до 33 км2, в среднем 2,2 км2. Границы участка самец и самка помечают мочой. Пахучие метки своих желез, которыми шакалы обозначают территорию, содержат информацию о половой принадлежности, здоровье, половой потенции и возрасте хозяина участка.
Размножение: Образование новой пары чепрачных шакалов приурочено к брачному сезону и обычно наблюдается в возрасте не ранее трех лет. Ритуал сопровождается ухаживанием самца, которое представляет собой весьма долгую и утомительную церемонию. Когда самка впервые выбирает себе партнера, оба - самец и самка уходят из стаи, чтобы остальные не мешали ухаживаниям и процессу спаривания. Затем новая пара закрепляет за собой новый участок территории и тратит много времени на разметку границ своего участка. Шакалы в стае живут дружно, но становятся весьма агрессивными по отношению к чужим особям, вторгшимся на их территорию.
Чепрачные шакалы моногамны, образовавшиеся пары могут остаться вместе до 8 лет и больше. Оба партнера очень дружны и помогают друг другу: они вместе охотятся, метят территорию, делятся пищей и выращивают потомство. Практически все время они проводят бок о бок. Свое расположение друг к другу они выражают взаимным вылизыванием и постоянными перекличками, когда находятся вне пределов видимости в разных местах своего участка.
В сезон засухи самка рождает 3-6 щенков, которые появляются на свет в уютном логове. Свое логово чепрачный шакал часто устраивает в термитниках или старых норах муравьедов, нередко роют нору сами. Выводковая нора всегда имеет несколько выходов, которые позволяют в случае опасности своевременно и незаметно скрыться через запасной выход.
Самец кормит самку, которая первые три недели после рождения детенышей почти неотлучно находится рядом со щенками. Самка часто меняет логово для того, чтобы уберечь щенков и обмануть хищников.
Вместе с размножающейся парой живут и некоторые из их повзрослевших щенков прошлых пометов. Действия этих "помощников" оказываются решающими для выживания следующего помета. В тех стаях, где есть помощники, уровень выживания потомства выше, чем в стаях без них. Известен факт, когда пара без помощника потеряла всех пятерых щенков своего помета, тогда как пара с одним помощником вырастила всех четверых детенышей. Подобно родителям, помощник отрыгивает пищу для детенышей, охраняет их от хищников и охотится вместе с семьей, ассистируя на охоте.
Сезон/период размножения: Круглый год, но чаще спаривание происходит с апреля по июль.
Половое созревание: В возрасте около 1 года.
Беременность: Длится от 57 до 70 дней, в среднем - 60 дней.
Потомство: Детеныши рождаются беспомощными, но уже вскоре покрываются темно-коричневой шерсткой.
Первое время самка кормит щенков молоком до пяти раз в день. В возрасте 10 дней у детенышей открываются глаза, которые имеют голубой цвет. В двухнедельном возрасте шакалята выходят из логова и начинают исследовать местность вблизи него. Еще полтора-два месяца они питаются мясом, которое отрыгивают им родители, возвратившиеся с охоты. В три месяца молодые шакалы перестают получать молоко и охотятся вместе с родителями.
В 6 месяцев они охотятся самостоятельно, а в 6-8 месяцев молодые покидают родительский участок для того, чтобы обосноваться на собственной территории.
Среди сородичей молодые чепрачные шакалы больше других отдаются игре, имитирующей будущие социальные отношения в стае. Конечным исходом этих игр становится отбор, кто останется вместе с родителями на участке, а кто покинет стаю. Доминантные щенки, одерживающие большинство побед в драке из-за пищи и отличающиеся независимым характером, уходят из стаи. Но в том случае, когда условия для самостоятельной жизни неблагоприятны, они, наоборот, остаются с родителями и выживают слабейших братьев и сестер из стаи.
Польза/вред для человека: Чепрачные шакалы в некоторых районах заметно вредят птицеводству. При случае нападают на домашний скот, коз и овец, что делает их заклятыми врагами фермеров.
Шакалы могут переносить целый ряд инфекционных заболеваний, но особенно часто они болеют бешенством: они ответственны за существенный процент (20-30%) отмеченных случаев водобоязни человека в Африке. Шакалы могут также перенести Собачий парвовирус - болезнь, которая также воздействуют на львов и гиеновых собак, и который может передаваться местным домашним животным.
Популяция/статус сохранения: Известно два подвида чепрачного шакала: Canis mesomelas mesomelas - южная популяция, Canis mesomelas schmidti - восточная популяция.
Выделяют три другие популяции, которые расположены за пределами основных: C. m. achrotes, C. m. arenarum, C. m. elongae.
Окаменелости чепрачных шакалов были найдены в отложениях в Южной Африке, датирование как минимум два миллиона лет тому назад, но окаменелые остатки никогда не были найдены к северу от Эфиопии, что свидетельствует о том, что они всегда были ограничены в подсахарской Африкой.