Главная » 2011»Сентябрь»6 » Каменный, или черноклювый глухарь (Tetrao parvirostris)
17:47
Каменный, или черноклювый глухарь (Tetrao parvirostris)
Каменный, или черноклювый, глухарь распространен к востоку от Байкала, Нижней Тунгуски и верховьев Хатанги вплоть до Камчатки, Сахалина и Северного Приморья. Он населяет преимущественно равнинные и горные лиственничные леса, однако может жить в сосновых и кедровых, а на Камчатке круглый год обитает в светлых березовых лесах с преобладанием каменной березы.
Зимой образует небольшие стаи и предпочитает держаться в зарослях кедрового стланика.
Площадь ареала каменного глухаря в СССР занимает около 340 миллионов га лесных угодий, а осенние запасы его исчисляются в 2 - 3 миллиона особей.
Каменный глухарь похож на обыкновенного глухаря и отличается от него более темной окраской, черным клювом и длинным хвостом. Спина и крылья орехово-бурого цвета. Характерны округлые белые пятна на вершине кроющих крыла и надхвостья.
Самка выглядит очень пестрой: темно-бурый фон ее оперения испещрен массой поперечных полосок охристого и белого цвета.
Вес самцов - 3 - 4 кг, самок - 2 - 2,7 кг.
Токовать начинает на юге с конца апреля. Тока каменного глухаря обычно проходят в разреженных лиственничных лесах, реже - в сосновых, а на Камчатке - в березняках паркового типа.
Ток начинается вскоре после полуночи, и там, где птиц не тревожат, их щелканье можно слышать до полудня. Токуют на деревьях, но чаще на земле. Токовая песня иная и более примитивная, чем у обыкновенного глухаря. Токуя на земле, каменный глухарь издает своеобразное щелканье, похожее на звук кастаньет, которое можно услышать за 250 м. Заключительное колено песни - короткая трель.
В конце мая - в июне глухарка откладывает 10 яиц и насиживает их 23 дня, Самцы, закончив токовать в конце июня, перебираются в глухие леса для линьки. Осенью, в сентябре, подросшие выводки и перелинявшие самцы выбираются на чистые места.
Есть сведения, что поздней осенью каменные глухари становятся весьма упитанными за счет отложения подкожного жира, что объясняется приспособлением к суровым зимам Восточной Сибири.