Кто не певал эту песенку! Кто не поминал в ней нашу милую, всеми любимую и всем известную (по крайней мере, по имени) птичку!
Из всех клеток, занятых комнатными певчими птицами, наверное, девять десятых, если не больше, придется на долю чижика — маленькой (в длину 12 см) зеленовато-желтенькой птички с черной шапочкой на головке, черным горлышком, черными поясками на крыльях, черным кончиком хвостика и темными продольными черточками на нижних частях брюшка и спинки. Таким красавчиком является самчик-чиж.
Чижовка (самочка чижа) далеко не так красива: у нее на голове нет черной шапочки и горлышко не черное, а желтоватое, зеленовато-желтый цвет значительно бледнее и грязноватее, чем у чижа, и вся она, начиная с головки, испещрена темными черточками. И молодые чижи окрашены почти так же, как и чижовка.
Чижик весьма многочисленная и широко распространенная птица, водится во всей Европе и Азии, повсюду, где только есть лес. В Европейской России чижик встречается от Лапландии до Крыма и Кавказа. На юге и в Крыму он является только зимним гостем во время своих кочевок; на Кавказе же водится круглый год: весной и летом — в горах, в хвойных лесах, на зиму спускается в долины. Любимым местопребыванием чижа служат большие, старые хвойные леса, в которых он гнездится и проводит большую часть лета. В чистом чернолесье (лиственном лесу) чижик не любит гнездиться.
Характер у чижика милый и привлекательный. Эта птичка всегда бодрая, веселая, смелая, вертлявая, очень ловко лазает и подвешивается вниз головкой к самым тоненьким веточкам. Чиж в высшей степени общителен, миролюбив и доверчив. Будучи пойман и посажен в клетку, он через несколько часов уже начинает брать корм и дня через два-три ведет себя так, будто родился в клетке. Скоро привыкает узнавать хозяина, садится к нему на руку, влетает и вылетает из клетки, легко учится разным штукам и круглый год поет без умолку свою веселую, бойкую и задорную песенку, подзадоривая ею и других птиц, находящихся с ним в одной комнате. Он так же легко перенимает песню канарейки, щегла и других своих сотоварищей по неволе. У меня был чижик, пойманный еще молодым, он так искусно перенял песню весьма недурно певшей самочки-канарейки, сидевшей с ним в одной клетке, что из другой комнаты почти невозможно было отличить, кто поет — канареечка или чижик.
Полет у чижика легкий, довольно быстрый, волнообразный (дугами вверх и вниз). Он не боится перелетать обширные открытые пространства и поднимается иногда при этом в воздух очень высоко. Особенный характерный полет имеет чижик весной, во время гнездования. С песней, звучащей тогда особенно громко и задорно, порхает он и трепещется в воздухе наподобие бабочки, описывая небольшие круги над вершинами деревьев. Высоко взмахивая при этом крылышками и распустив веером хвостик, он выглядит гораздо большим, чем при обыкновенном полете (подобный же, так называемый «токовый», полет имеют и некоторые другие из наших птиц; нам придется о нем еще не раз упоминать).
Во время полета чижик постоянно издает свой призывный крик, звучащий вроде «тю-ли» или «чи-лик», а, пожалуй, даже и «чи-жик», откуда, вероятно, и произошло название нашей птички. Вслед за этим призывным криком следует обыкновенно стрекочущее «треттет» или «треттер-теттет». Из соединения этих же звуков состоит и незатейливая песенка чижика-самца, причем начинается она обыкновенно «тюликаньем» («титюли-тюлей»), затем следует на разные лады «треттертет-триттит-третрет» и т.д., и все заканчивается особенным хриплым «ээээээээ» («козленье» — на языке птичников), причем птичка уморительно широко раскрывает свой крошечный ротик.
Как только распустятся весной на деревьях почки, чижики приступают к выводу птенцов. Довольно глубокое и толстостенное гнездышко чижика представляет собою чрезвычайно искусную постройку — из тонких прутиков, травы, мха, лишаев и овечьей шерсти; внутри гнезда выстилается мягкая постелька из перышек. Гнездо помещается преимущественно на высокой старой ели, очень высоко над землей (10 — 25 м) и всегда так искусно запрятано между ветками и замаскировано древесными мхами и лишаями, что даже проследив, на каком именно суку дерева вьет чижовая парочка гнездо, далеко не всегда и то лишь с большим трудом удается его найти, взобравшись, разумеется, на дерево. Такая трудность находить чижиное гнездо послужила поводом к басне, будто чижик умеет находить камешек-невидимку и, положив его в гнездо, делает его невидимым; когда же молодые чижата вырастут и вылетят из гнезда, выбрасывается из него и камешек-невидимка, после чего гнездо становится видимым...
Постройкой гнезда занимаются и чиж и чижовка, высиживает же только одна чижовка, в течение 13 — 14 дней. Нередко парочка чижиков принимается вить гнездо сразу в нескольких местах, пока наконец не остановится на каком-нибудь одном.
Чижовка кладет 5 — 6 яичек, которые иногда очень разнятся как по величине, так и по окраске, большей частью они бывают окрашены в бледно-глубоватый или зеленовато-голубой цвет и испещрены буроватыми крапинками, пятнышками и жилками.
Молодых чижат выкармливают в основном семенами хвойных пород деревьев, насекомыми и гусеницами бабочек, которыми птенцы продолжают питаться и в первое время по вылете из гнезда. Пищу взрослых чижей составляют главным образом ольховые семена, а также березовые, еловые и сосновые. Как только созреют семена в ольховых шишечках, чижи тотчас же принимаются за них. Поэтому самые большие стаи этих птиц и встречаются обыкновенно в ольховых рощах (ольшаниках), отчего чижика называют также иногда
ольховым чижом
(в отличие от березового чижа, как называют иногда чечетку, о которой речь будет впереди). Чиж не прочь также иногда полакомиться свежей нежной зеленью распускающихся молоденьких древесных листочков. В клетке он очень охотно ест салат, мокрицу и другую нежную зелень.
В конце лета чижи появляются небольшими стайками в садах, близ человеческих жилищ. В это время их ловят (в особенности молодых) во всевозможные ловушки, в которые чижата лезут, что называется, без всякой оглядки. Осенью чижи сбиваются, как и щеглы, в большие стаи (иногда численностью до тысячи и более штук) и кочуют по ольшаникам и березнякам, подвигаясь постепенно на юг. К началу весны (у нас на севере в начале марта) стаи чижиков снова прикочевывают к своим родным лесам, в которых в это время года накрыт для них обильный стол: у еловых шишек, пригретых на деревьях солнечными лучами, начинают раскрываться чешуйки, и чижам раздолье лакомиться теперь еловыми семенами, которые они с большим искусством достают из раскрывшихся шишек, прицепляясь к ним своими короткими, острыми коготками.
В неволе чижик при правильном уходе может жить 10 — 12 лет. Нельзя кормить чижика в клетке коноплей. От конопли всякая птица, а также и чиж при невозможности свободно двигаться скоро жиреет, приходит в болезненное состояние и преждевременно оканчивает свою жизнь. Чтобы чижик был здоров, весел и долго жил, нужно давать ему смешанное семя, муравьиные яйца и тертую морковь с белым хлебом. Поилка должна быть достаточно широкой, чтобы птичка могла свободно купаться (что она чрезвычайно любит), а также следует почаще менять воду.
На крайнем юго-западе Европейской России — в Польше и Бессарабии — водится сходная с чижом по окраске и близкородственная дикой канарейке птицаканареечный вьюрок (Serinusserinus).Главными признаками, отличающими эту птичку (самца) от чижа, являются отсутствие черного цвета на голове и горлышке и более ярко-желтая окраска всей нижней стороны. Вообще, вся эта птичка более желтая, чем чижик. Любит близость человека и охотно гнездится в садах. Песня ее сходна с песней чижика, но звучит громче и красивее.