Маленькая, почти шарообразная птичка, с очень длинным хвостом (длина всей птицы 14,6 см, хвост 9 см). Преобладающие цвета белый и черный. Голова, горло и грудь белые, спинка черная, плечи розовато-бурые, брюшко также слегка розовато-буроватое. Самые характерные признаки длиннохвостой синицы — это ее округлой формы тельце и длинный, ступенчатый, красивый хвост, напоминающий круглую ложку с очень длинной ручкой (отсюда название — ополовник).
Ополовник встречается во всей России. Это единственная из наших лесных синиц, которая вьет гнезда всегда открыто на деревьях. Гнездо ополовника, помещающееся в развилинах сучков, имеет форму большого яйца с боковым летным отверстием. Оно мастерски сделано из мха, лишаев, паутины и выложено внутри постелькой из мягких перышек, шерсти и волос. Парочка ополовников работает над постройкой своего гнезда около двух-трех недель, самочка кладет в него 9, 12, 15 и даже до 17 яичек чисто-белого цвета или с красноватыми крапинками на белом фоне. Когда многочисленные птенцы начинают подрастать, они мало-помалу растягивают войлокообразную ткань своей колыбели, вследствие чего местами эта ткань даже прорывается. Если такие отверстия образовались на дне гнезда, то подросшие уже птенцы просовывают в них свои неудобные для сиденья в гнезде длинные хвосты, отчего получается весьма оригинальное зрелище круглого гнезда с торчащими из него снизу длинными хвостами.
Осенью ополовники собираются в довольно большие стайки (десятка по два, по три и более) и начинают кочевать, причем они большей частью составляют отдельные, самостоятельные стаи и редко перемешиваются с другими синицами. В садах и парках окрестностей северных городов стайки ополовников появляются регулярно в конце сентября и летят весь октябрь и ноябрь в направлении к югу, иногда же держатся у нас и всю зиму. С наступлением весны они снова возвращаются в свои леса для гнездовья. Голосок у ополовников незначительный, кроме общего всем синицам «си-си-си», особенно характерными для этих птичек являются звуки «цирири» и «черр», которые они начинают учащенно издавать каждый раз, когда увидят человека или какое- либо враждебное им существо.
Стайка ополовников, с их длинными хвостами, выделывающая свои акробатические штуки на безлиственных деревьях, представляет собою презанимательное зрелище. Двигаясь по земле, эти птички высоко вскидывают кверху свой длинный хвост, подобно тому как это делает сорока.
В неволе ополовники становятся скоро совершенно ручными. Несколько этих птичек в одной клетке представляют собою премилое зрелище: они необыкновенно нежны друг с другом, и особенно забавно бывает смотреть, когда все птички, прижавшись друг к дружке (как это обыкновенно делают попугаи-неразлучники), спрятав свои головки под крылышки и оттопырив во все стороны свои густопушистые перышки, спят на одной жердочке в клетке. Вообще, ополовники отличаются от прочих синиц более мягким и спокойным характером. Жаль только, что эти милые птички большей частью недолго выдерживают комнатную жизнь.
Водящиеся на Кавказе ополовники отличаются от наших двумя темными надбровными полосами на светлой головке. Они принадлежат к отдельному подвиду — кавказской длиннохвостой синицы (Aegithalos caudatus major). Кроме вышеописанных видов синиц, в Европейской России еще водятся: на Крайнем Севере — сероголовая гаичка (Parus cinctus); на юге — бородатка (бородатая или усатая синица (Panurus biarmicus) и ремез (Remiz pendulinus), который сильно отличается от других синиц и замечателен своим необычайно искусно возводимым гнездом. Вот и все о синицах. Грустно, что эти столь полезные и милые птицы более, чем какие-либо другие, год от году убывают в числе вместе с постепенным исчезновением старых вековых лесов. Нет старых дуплистых деревьев — негде и гнездиться синичкам. В Западной Европе со многих сторон все чаще и чаще слышатся жалобы на сильное сокращение этих драгоценных охранителей лесов и садов. В некоторых лесничествах там начали уже ставить на деревьях ящики (вроде маленьких скворечниц), которые понемножку и заселяются парочками синиц, не находящих для себя в лесах столь необходимых для них старых дуплистых деревьев. Доброму, заслуживающему подражания делу положили начало тамошние лесничие, и маленькие синички, конечно, не замедлят отплатить им за это сторицей...