Вероятно, мало кому — кроме завзятых любителей комнатных птиц да ученых-птицеведов — знакома эта крошечная, миловидная птичка, а между тем она заслуживает внимания хотя бы уже только потому, что является самой маленькой из всех наших, и вообще европейских, птиц. В длину, от кончика клюва до конца хвоста, королек имеет всего от 8 до 12 см, ощипанное же от перышек туловище его — немного более наперстка! И тем удивительнее, что такая крошка не боится нашей русской северной зимы — водится у нас круглый год. Это, впрочем, объясняется тем, что королек обладает прекрасной пуховой шубкой, которая вполне защищает его крошечное тельце от зимней стужи.
Наружность королька чрезвычайно милая: верхняя сторона птички и ее крылья серовато-зеленые, нижняя сторона светлосерая, поперек крыльев две белые полоски, вдоль головки, посредине темени, золотисто-желтый лежачий хохолок, окаймленный по сторонам двумя черными полосками, клювик прямой, короткий и очень острый. При этом весь склад птички чрезвычайно изящен и пропорционален: такая она вся кругленькая, пухленькая, а когда поднимет свой золотой хохолок, что она делает каждый раз, когда находится по какому-нибудь случаю в возбужденном состоянии, то вполне заслуживает данного ей уменьшительного названия коронованной особы.
Нашего обыкновенного королька называют желтоголовым, или
зимним, корольком (
Regulusregulus),в отличие от другого королька — красноголового, или летнего (Regulusignicapillus), который изредка встречается на крайнем западе и юге Европейской России. Красноголовый королек по наружному виду, характеру и образу жизни очень похож на желтоголового, отличается же от него тем, что хохолок его имеет не золотистый, а огненно- красный цвет и через глаз проходит продольная черная полоска.
Характер королька вполне соответствует его миловидной наружности: это птичка вечно веселая, подвижная, доверчивая и общительная. Целый день, с утра до вечера, она неутомимо перепархивает с ветки на ветку, с сучка на сучок, в сообществе с другими корольками или синицами, обирая с деревьев мелких насекомых, гусениц и яички бабочек, выделывая при этом, подобно синицам, различные мастерские акробатические штуки.
Копошась на дереве, королек беспрестанно издает свое тонкое, стальное «сисиси», совершенно сходное с подобными же звуками, издаваемыми синицами, и тем указывает на свое родство с этими птичками*. Кроме этих призывных звуков, у королька есть и настоящая песенка, правда, очень короткая и негромкая, но все- таки песенка, которую можно выразить следующим образом: «сю- итити, сюитити, титерере», причем первое колено этой песенки — «сюитити» — звучит так, как если бы водить крошечным смычочком по крошечной скрипочке.
* Это утверждение не совсем верно. Корольки по облику и повадкам близки к синицам, но выделяются в отдельное семейство Regulidae, более родственное славкам.
Свою песенку королек-самчик распевает почти круглый год, даже в ясные морозные зимние дни. Усерднее всего поется эта песенка, конечно, весной, но в это пору слабый голосок нашего крошки певуна теряется среди громкоголосого хора многочисленных пернатых певунов, поющих свои радостные весенние песни. Поэтому, если вы захотите познакомиться с пением королька и полюбоваться на эту милую птичку, выходите утром самой ранней весной (в конце февраля или начале марта) на освещенную солнцем опушку елового леса или, еще лучше, в такую часть сада или парка, где между группами лиственных деревьев стоят, группами или одиночно, хвойные деревья — ели и пихты; в таких местах вы почти наверняка услышите и увидите корольков. Хотя большей частью эти птички держатся высоко на деревьях, в их вершинах, но иногда они спускаются и на нижние ветви елей, где их и можно удобно наблюдать — нередко с расстояния в два-три шага.
Мастерски сотканное из древесных мхов и лишаев, маленькое, почти шарообразное и сверху открытое гнездышко королька помещается обычно на высокой ели или пихте, на кончике одной из верхних веток. Самочка кладет в апреле от 3 до 10 крошечных, грязновато-желтых яичек, скорлупка которых настолько тонка, что нужно очень осторожно брать их в руки, чтобы не раздавить.
По вылете из гнезда молодые корольки недолго остаются при своих родителях и скоро рассеиваются в разные стороны.
С наступлением осени корольки начинают вести кочевую жизнь, но никогда не одиночками, а всегда в сообществе с другими корольками или же с синицами.
Королек, безусловно, птичка лесная: где нет деревьев, там нет и корольков. Главным его местопребыванием служат хвойные, преимущественно еловые, леса, в них он гнездится и проводит большую часть года. Лиственные леса посещаются корольками лишь при осенних и зимних кочевках.
Распространение нашего королька очень обширно: он встречается по всей России — от Крайнего Севера и до Кавказа.
Уничтожая огромное количество мелких насекомых, из которых многие принадлежат к опасным врагам леса, крошечный королек является, наравне с синицами, одной из полезнейших наших лесных птиц.
Корольки переносят неволю очень трудно, но, раз привыкнув к жизни в комнате, они являются премилыми комнатными птичками. Не следует только никогда заводить одного королька, а всегда парочку или, еще лучше, штук 5 — 6 этих птичек, посадив их в общую клетку, потому что одинокий королек не переносит неволи. У меня жила однажды парочка корольков в течение почти целой зимы. Обе птички так привязались ко мне, что летали за мной из комнаты в комнату, а любимым их местом отдыха была моя голова, на которую они очень часто садились. К большому моему огорчению, один из этих корольков сделался жертвой своей доверчивости и попался в лапы кошке, другой же, оставшись одиноким, начал хиреть, и я поспешил выпустить его на волю.
Уход за корольками, содержащимися в клетке, должен быть самый тщательный и внимательный. Кто не может дать им такого ухода, тот пусть лучше вовсе не заводит у себя этих птичек, если не хочет их видеть погибшими уже через несколько дней.