Миграции птиц
Один из самых проницательных исследователей древнего мира Аристотель, проснувшись однажды осенним утром, обнаружил, что горихвостки исчезли так же таинственно, как и появились весной; вместо них ученый увидел дроздов и сделал вывод: горихвостки превратились в дроздов. На самом деле горихвостки улетели зимовать в Африку, а в это время дрозды возвратились в Грецию со своих летних жилищ в Северной Европе. В течение веков самые почтенные люди считали объяснение Аристотеля совершенно правильным. Было известно, что некоторые большие птицы, такие, как журавли, мигрируют; но то, что крошечные певчие птички способны совершать утомительные перелеты на сотни или даже тысячи километров, если они, конечно, не летят на спинах более крупных птиц, считалось невероятным. Даже в XVIII веке великий натуралист Линней был уверен в том, что городские ласточки зимуют под крышами домов, а их «кузины» — береговушки проводят холодные сезоны в норах в земле.
«Белые пятна», окружающие перелеты певчих птиц, частично объясняются тем, что большинство миграций происходит под покровом темноты. Многие ночные «путешественники» совершают перелеты в одиночестве или небольшими стайками, таким образом еще больше запутывая исследователей.
Ночные путешествия дают определенные преимущества этим маленьким существам. У них появляется гораздо больше возможностей не попасться ястребам, чайкам и другим хищникам. Поскольку маленькие птицы быстро уничтожают свои пищевые запасы, ночные перелеты позволяют им питаться в течение дня. Птицы, которые день за днем проводят в пути, обычно насекомоядные; например, ласточки, которые ловят свою пищу на лету. Для того чтобы повысить свою безопасность, скворцы, черные дрозды и некоторые виды вьюрков собираются в большие стаи.
Хотя в большинстве своем перелетные птицы северных стран считаются любителями теплой погоды, стремящимися податься на юг при первых осенних холодах, а иногда и раньше, их миграция больше обусловлена отсутствием корма, нежели климатическими условиями. Многие пернатые хорошо адаптируются к переменам климата и способны выдержать любые, за исключением самых суровых, зимы, если имеют готовые запасы пищи. Вместо того чтобы лететь в Мексику или Центральную Америку, некоторые северные иволги предпочитают оставаться на месте, рассчитывая на зимний корм в снежной Новой Англии. Странствующий дрозд и некоторые виды черных дроздов в поисках еды рыхлят почву и останавливаются в тех южных штатах, где земля не промерзает и остается мягкой. Зерноядные птицы достигают лишь южной границы снежного пояса, где семена и орехи не накрывает снегом. Американская вечерница, проводя лето в Верхней Пенинсуле Мичигана, мигрирует вместо юга на восток, возможно, из-за того, что находит лучшие запасы зерна в более умеренных (при той же широте) штатах Атлантического побережья.
У многих видов мигрирует лишь часть представителей, а другая остается, и здесь главной причиной перелетов служит корм. Отдельные синие дрозды, голубые сойки и сороки, обитающие в Канаде и на севере США, зимой движутся на юг, где присоединяются к своим «родственникам» — постоянным обитателям теплых мест. Жаворонки Скандинавии в конце лета летят в Африку, а жаворонки Англии остаются дома, где еда и погодные условия вполне способны погасить любую страсть к путешествиям.
Однако некоторые безрассудные птицы охотнее пролетят пару тысяч километров, чем их сородичи несколько сотен. Большинство перелетных птиц Северной Америки с началом холодов «отступают» в Мексику, Центральную Америку и на острова Вест- Индии, а некоторые достигают даже северных регионов Южной Америки. Более того, отдельные виды летят еще дальше и ставят рекорды по длительным путешествиям. Боболинк, двигаясь с лугов Канады в пампасы Аргентины, покрывает расстояние в 11 тысяч километров. А некоторые ласточки летят с Аляски на оконечность Южноамериканского континента, проделывая путь в 14 тысяч километров. Несмотря на длительность маршрута, ласточки способны достичь «крейсерской» скорости лишь 48 км/ч — что ниже по сравнению с 80 км/ч, пролетаемыми утками и береговыми птицами. Но это значительно больше скорости других воробьиных, летящих по 6—8 часов в день со скоростью чуть больше 32 км/ч. И даже этой скорости они добиваются лишь с помощью попутных ветров, двигаясь весной на север на теплых воздушных массах, а на юг — на холодном воздушном фронте. Крошечные птички способны проявить изумительные черты выносливости. Хотя большинство путешественнике: останавливается, чтобы поесть, существуют пернатые, пролетающие свыше 800 километров над Мексиканским заливом за один непрерывный перелет в 16-Ц-20 часов. Другие летят над суровой Сахарой г: 60 часов. Но рекордсменом по выносливости является камышовка-барсучок, которая совершает беспрерывный вояж из Северной Европы в Африку за четыре дня и четыре ночи.
Видео: большая стая птиц
|