Не случалось ли вам, читатель, когда-нибудь видеть птичку, лазящую по стволу дерева вниз головой? Если случалось, то, значит, вы видели поползня, так как только он один из всех наших птиц способен на такую штуку.
Это небольшая, коренастая, короткохвостая птичка величиной немногим более воробья, сверху голубовато-серая, снизу белая, с ржаво-красными боками, с белым горлышком, через глаз проходит черная полоска. Клюв прямой, конический и довольно длинный. Встречается почти во всей России. Поползни крайнего юга и юго-запада Европейской России имеют ржаво-рыжую окраску нижней стороны. На Крайнем Востоке поползни отличаются своей значительно меньшей величиной и почти совсем чисто-белой нижней стороной.
Поползень, несомненно, самый первоклассный из всех наших пернатых лазунов и превосходит в этом даже самого дятла, который не умеет лазать вниз головой. Такое большое мастерство в лазанье поползня (как вниз, так и вверх по стволу и даже вокруг ствола, в горизонтальном положении) тем удивительнее, что, имея очень короткий, как бы обрубленный хвост, он не может, подобно дятлам и пищухе, извлекать из него пользу, а единственным для того орудием служат ему его ноги. Необыкновенно длинные пальцы сравнительно коротких ног поползня, снабженные длинными, изогнутыми и очень острыми когтями, позволяют ему захватывать большую поверхность ствола дерева. Расстояние между концами когтей среднего и заднего пальцев равняется почти всей длине туловища птицы, и только благодаря этому она может свободно лазать и держаться на стволе дерева вниз головой, причем шея всегда несколько втянута, а голова откинута назад.
Вечно деятельный, живой, подвижный, веселый и неутомимый лазун по деревьям, поползень как бы соединяет в себе характеры синицы и дятла (что весьма метко выразилось в немецком названии этой птицы: Spechtmieise, т. е. дятло-синица).
Самой ранней весной, нередко даже в феврале, поползень начинает оживлять лесные опушки, по которым он преимущественно держится, своим громким, по нескольку раз повторяемым свистом «кью-кью-кью», к которому среди весны прибавляется еще и громкая, звучная трель. Кроме этих звуков, поползень издает призывное, очень громкое «ситт», чаще же всего дает о себе знать отрывистым «твитт, твитт, твитт...», которое он выкрикивает каждый раз, когда прилетит и прицепится к какому-нибудь древесному стволу. Это «твитт» повторяется торопливо много раз кряду, звучит очень громко и кругло и является самым характерным для поползнязвуком.
Гнездо поползня помещается обыкновенно внутри древесного ствола, в дуплах старых деревьев или же, чаще, в старых дятловых гнездах. Если летное отверстие гнезда слишком велико, то птица мастерски заделывает лишнее пространство этого отверстия для того, чтобы обеспечить гнездо от посещений непрошеных гостей. Это заделывание производится при помощи кусочков глины, которые поползень смачивает своей слюной (подобно тому, как это делают ласточки при лепке своих гнезд), и строит таким образом стенку, иногда до 5 см толщиной. Стенка эта, высохнув, становится настолько крепкой, что разве только сильный клюв большого дятла способен ее разрушить.
Подкладкой для беленьких, с красными крапинками, яичек служат рыхло набросанные, сухие прошлогодние листья или тонкие шелушки сосновой коры. Высиживанием занимается одна только самочка и оканчивает его за 13 — 14 дней. Птенчики выкармливаются обоими родителями, которые без устали приносят разных насекомых, преимущественно гусениц различных бабочек.
После вылета из гнезда молодые поползни остаются некоторое время при родителях, а затем, в начале осени, члены семьи расходятся, причем обыкновенно в одиночку присоединяются к стайкам кочующих синиц, которыми нередко даже и предводительствуют.
В теплые страны поползень не улетает, а остается у нас круглый год.
Пищу поползней составляют насекомые, различные семена и ягоды. Поползень также охотник до желудей и орехов, которые всегда раскалывает ударами своего клюва, защемив их предварительно в какую-нибудь щель на дереве; при такой работе он обычно располагается на дереве вниз головой.
Будучи пойман и посажен в клетку, поползень скоро привыкает к неволе и становится одной из забавнейших комнатных птичек, в особенности если его посадить в одну клетку с чижиками, чечетками или коноплянками и прикрепить к одной из стенок клетки во всю ее ширину кусок древесной коры. Часами можно сидеть около такой клетки, любуясь искусным лазаньем этой птички по коре и кувырканьем на жердочках клетки. Корм — смесь из муравьиных яиц с коноплей и другими семенами, в виде лакомства — кедровые орешки.
Итак, мы познакомились с членами тех пернатых сообществ, которые осенью и зимой кочуют по нашим лесам и рощам, садам и паркам, ревностно и неутомимо охраняя наш древесно- растительный мир. Дятлы, синицы, корольки, пищухи и поползни — вот члены этих кочующих обществ. Главное ядро сообщества составляют синицы; дятлы и поползни — предводительствуют; корольки и пищухи — им сопутствуют. Словно верная стража, совершает такое общество обход вверенной ее охранению местности. И если принять во внимание, что каждый участок леса, каждый уголок нашего обширного Отечества, покрытый древесной растительностью, входит в район деятельности того или другого из подобных «древоохранительных обществ», то легко станет понятной вся та громадная роль, которую призваны исполнять птицы, входящие в состав этих сообществ.
Да найдут они себе защиту и охрану во всяком образованном человеке!