Вот черный, как смоль, с темно-синим стальным отливом, величиной с черного тетерева, ворон представляет собой весьма красивую, величественную птицу с гордой, благородной осанкой. Длина тела до 70 см. Особенно он красив, когда медленными шагами выступает по земле или сидит на ней, высоко подняв голову и озираясь по сторонам своими умными и очень дальнозоркими глазами.
Ворон, несомненно, одна из умнейших наших птиц: он все предусмотрит, все исследует, взвесит и никогда не попадется впросак, никогда не поддастся даже весьма тонко подстроенному обману. По хитрости, находчивости и ловкости в добывании пищи его можно сравнить с лисицей. Разумно и расчетливо овладевает он чужой собственностью или употребляет себе в пищу животных, по-видимому защищенных от него самой природой. Так, например, он бросает с высоты на скалу раковины и маленьких черепах, чтобы разбить их крепкую оболочку и добраться до вкусного мяса. Он отлично умеет отличать невинного землепашца от старающегося казаться таким же невинным охотника, которого узнает во всякой одежде. Особенно ум ворона проявляется в неволе, в его способности выучиваться говорить и в разумном употреблении выученных слов, о чем речь будет еще впереди.
Ворон водится по всей России, — от Крайнего Севера до южного берега Крыма и Кавказа. Повсюду он является оседлой птицей.
Любимыми местами пребывания ворона являются такие местности, где леса, поля, луга и воды чередуются между собой, доставляя этой птице обильную и разнообразную пищу. Кушает же она решительно все, что только мало-мальски съедобно.
Чуть забрезжит утро, ворон покидает место своего ночлега, которое обычно находится в густой вершине какого-нибудь высокого старого дерева, и начинает облетать свои владения. Быстро поднявшись на значительную высоту (выше расстояния, на которое может хватить ружейный выстрел), ворон величественно летит, то медленно проплывая большое пространство без взмаха крыльями, то сильно ими взмахивая, быстро проносится в прямом направлении, причем нередко можно слышать свист его крыльев.
Во время полета, а также и сидя, ворон нередко издает свой далеко слышный крик, звучащий вроде «крук» (почему в Белоруссии и в Польше ворона называют круком). Кроме этого крика ворон издает иногда и другой, звучащий более кругло и звучно, вроде «клю-клю-клю».
Одиночкой летают преимущественно молодые вороны, неуспевшие обзавестись подругой жизни. Старый ворон облетает свои владения одиночкой только тогда, когда его ворониха занята выводом птенцов, в другое же время он всегда летает со своей подругой, с которой не расстается не только в течение круглого года, но и всю свою жизнь. (Большинство же прочих наших птиц, как известно, держатся парами только в весеннее и летнее время, остальное же время года живут врозь.)
К выводу детей ворон приступает очень рано: в марте самка уже садится на гнездо, помещающееся обычно где-нибудь в лесу на высоком старом дереве. Вылетевшие из гнезда воронята остаются при родителях все лето, до поздней осени, когда, став вполне взрослыми, разлетаются в разные стороны.
Изредка ворон гнездится также на высоких колокольнях и башнях городов и сел, в окрестностях которых ему всегда есть чем поживиться.
Раньше было уже упомянуто, что ворон чрезвычайно умная птица. К сожалению, на воле весь ум ворона направлен главным образом на дурные дела: он первоклассный вор и один из самых дерзких и кровожадных разбойников пернатого царства. От зайца до самой крошечной мыши, от глухаря до самой маленькой птички — никто не застрахован от нападений ворона, если ему представляется благоприятный случай. Особенно достается от него бедному зайцу, мясом которого ворон особенно любит лакомиться, и редко когда удается «косому» унести свою шкурку целой от черного пернатого разбойника. Для охоты на зайца вороны нередко соединяются по двое, причем один старается выгнать зайца из его логовища, другой же перехватывает беглеца и останавливает его, хлопая крыльями у него перед глазами. Как только заяц остановился, так не него тотчас же сыплются жестокие удары клювом в голову, и в то время, когда один ворон выклевывает ошеломленному животному глаза, другой уже потрошит живую еще добычу. Подобным же образом расправляется ворон с молодым ягненком, а иногда даже и со старым, обессилевшим бараном. Яйца и птенцы всевозможных птиц уничтожаются вороном во множестве. Он таскает даже птенцов из гнезда орла, приняв при этом, конечно, все меры предосторожности, чтобы самому не попасться в острые когти царя птиц. Но еще более, кажется, чем всякого рода живность, привлекает ворона падаль; недаром говорит пословица: «Где падаль, там и вороны». Можно только удивляться, как быстро открывает эта птица всякое палое животное. Некоторые приписывают это необычайно тонкому обонянию, которым одарен ворон, другие же — чрезвычайно острому зрению, но по всей вероятности, при разыскивании падали он пользуется как тем, так и другим. Завидев падаль, ворон приближается к ней очень осторожно: долго кружит в воздухе, тщательно осматривая окружающую местность, дабы убедиться, что нет никакой засады, затем медленно, кругами же, спускается на землю и садится всегда на некотором расстоянии от падали. Оглядевшись внимательно вокруг, ворон медленными величественными шагами приближается к своей цели, затем останавливается, еще раз озирается кругом, пробует лакомую пищу — кусок, другой, — снова тревожно оглядывается и прислушивается по всем направлениям и принимается за обед только тогда, когда вполне убедится в отсутствии всякой опасности. При малейшей тревоге — два, три прыжка по земле и — улетает.
Вследствие необычайной своей хищности и кровожадности ворон является весьма вредной птицей. Если что и можно поставить ему в заслугу, так это разве то, что он немало содействует уничтожению разной падали и всяких других нечистот вблизи человеческих жилищ.
Взятый из гнезда молодой вороненок легко и скоро приручается. Его нетрудно прокормить, так как он ест все сколько- нибудь съедобное и выдерживает неволю очень хорошо. Брем говорит о жизни ворона, что в неволе ворон легко привыкает к своему хозяину и скоро выучивается узнавать его не только по голосу, но и по походке. Он знает данное ему имя и откликается на него. Обычно он, без подрезывания языка и без всякого усилия со стороны человека, выучивается говорить сперва свое имя, а потом и другие слова. Можно особенно не заниматься им, он все выучит сам и неутомим, пока не достигнет успеха. Ворон также способен подражать лаю и ворчанию собаки, воркованию голубей, кудахтанью кур и смеху детей. На дворе он корчит из себя важного повелителя и гоняет кур и гусей.
Существует поверье, будто ворон может прожить на свете сто лет и даже больше. Насколько это в самом деле верно — трудно сказать, точных сведений на этот счет не имеется, несколько же десятков лет он живет точно.
Своим черным, «зловещим» видом ворон еще с незапамятных времен обратил на себя внимание человека и послужил предметом разных суеверий, сказок и пословиц у разных народов. Так, например, в то время как араб чтит ворона, как птицу священную, немецкий простолюдин считает его слугой нечистого, которому он приносит в ад души грешников. В нашем народе про ворона существует также немало поверий: «Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе; каркает на избе — к покойнику во дворе»; «Через который двор ворон перелетел, каркая, там будет покойник»; «Ворон каркает к несчастью, ворона к ненастью» и др. Еще недавно существовал следующий суеверный обычай: ровно в полночь с четверга на пятницу первой недели великого поста после пения первых петухов выходили девицы и молодцы на речку почерпнуть воды, пока ворон не обмакнул крыла. Черпая воду, они пели песни и умывали лицо. Делалось это потому, что будто в полночь с этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье и что ворон из зависти спешит запастись здоровьем прежде людей... Так как ворон очень падок на всякие блестящие вещицы и таскает их нередко к себе в гнездо, причем ему иногда попадает в клюв и оброненная кем-нибудь серебряная монета, то это подало повод к басне, будто он прячет в свое гнездо деньги, которых нельзя видеть простыми глазами; кто же сумеет достать эти деньги, тот будет жить богачом. Однако охотников на такую добычу бывает очень мало из опасения, что с похитителем птица поступит очень гневно: искоренит весь двор болезнями... И много подобных небылиц придумали про эту птицу.
Так вот каков ворон, и вот какая «черная» про него сложилась слава!